Поскольку имена несут в себе определенные значения, Всевышний по
мудрости своей сделал так, что между ними и их значениями
существует некая связь. Имя и его значение – не две отдельные
субстанции, не имеющие никакой связи друг с другом, и объективная
реальность – лучшее тому подтверждение. Имя оказывает влияние на
того, кто его носит, придавая ему благой или скверный характер,
легкость или тяжесть, концентрированность или отсутствие таковой.
Недаром сказано:
Редко увидишь такого обладателя прозвища,
На которого прозвище это не оказало влияния …
Пророк صلى الله عليه وسلم любил благие имена и велел при необходимости послать к
нему гонца выбирать человека с благим именем и лицом. Он извлекал
из имен и названий их значения во сне и наяву.
Однажды Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم приснилось, что он со своими
51
сподвижниками находится в доме Укбы ибн Рафи’ и им принесли
свежие финики сорта Ибн Таб, и он истолковал этот сон как указание
на возвышение в этом мире и благой исход в мире вечном, а также на
то, что религия, которую Аллах избрал для них, — достигшая зрелости и
благая. А появление Сухайля ибн Амра в день заключения мирного договора в Худайбии Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم истолковал как указание на грядущее облегчение положения верующих. А когда несколько человек вызвались подоить овцу и один из них поднялся, чтобы подоить ее, Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Мурра (горький)». Он сказал: «Сядь». Тогда поднялся второй, и Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Харб (война)». Он сказал: «Сядь». Тогда поднялся третий:, и Пророк صلى الله عليه وسلم спросил: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Я’иш (живущий)». Он сказал: «Подои ее» (Малик, 1819). И Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не любил места со скверными названиями и не любил проезжать по этим местам. В одном из своих походов ему предстояло проехать между двух гор, и он спросил, как они называются, и ему сказали: «Фадых и Мухзи (оба слова имеют значение «навлекающий позор, унижение»)». Тогда он объехал их и не стал проезжать между ними. Учитывая связь между именами и их носителями, подобную связи между формой и содержанием и между душой и телом, разум способен уловить ее и угадать имя, увидев носящего его. Например, Ияс ибн Муавия и некоторые другие люди говорили, увидев какого-нибудь человека: «Должно быть, его зовут так-то» — и они практически никогда не ошибались. Возможно и обратное – сделать из имени или названия вывод о сути того, что или кто носит его. Так, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил одного человека, как его зовут, и тот ответил: «Джамра». Умар спросил: «А как зовут твоего отца?». Тот ответил: «Шихаб». Он спросил: «Ты из каких?». Человек ответил: «Из альХараки». Умар спросил: «А квартал твой где?» Тот ответил: «В Зат Ляза». Умар спросил: «Иди, ибо дом твой сгорел!». И человек
вернулся и обнаружил, что все так и есть.
Таким образом, Умар, узнав имена и названия, обратился к значениям,
которые они в себе заключают, подобно тому, как поступил Пророк صلى الله عليه وسلم,
который увидел в имени Сухайль указание на облегчение положение
мусульман в день Худайбии, и все так и получилось.
И Пророк صلى الله عليه وسلم велел членам своей общины выбирать благие имена и
сообщил, что в Судный день их призовут по именам. Это (а Аллах знает
52
обо всем лучше) указание на то, что следует не только называть
благими именами, но и заботиться о том, чтобы деяния были благими,
дабы в Судный день, когда человека призовут, прозвучало не только
благое имя, но и благая характеристика.
Посмотрите, как от характеристики Пророка صلى الله عليه وسلم были образованы два
имени с одним значением – Ахмад и Мухаммад. Он – Мухаммад
благодаря обилию похвальных качеств, присущих ему, и он – Ахмад
благодаря их почетности и превосходству над качествами других. Это
связь между именем и носящим его, подобная связи души с телом. То же
самое можно сказать и о том, как Пророк صلى الله عليه وسلم дал Абу аль-Хакаму ибн
Хишаму прозвище Абу Джахль (отец невежества), соответствующее его
описанию, ибо он больше всех творений заслуживал этого прозвища. И
Всевышний Аллах Абдуль-Уззу Абу Ляхабом (отец пламени), поскольку
ему суждено было попасть в Огонь, соответственно, это прозвище для
него было самым подходящим, и он больше других заслуживал носить
его.
Когда Пророк صلى الله عليه وسلم приехал в Медину, она называлась Ясрибом, и у нее не
было другого названия. Он изменил это название на Таиба (благая),
поскольку значение, заключенное в слове Ясриб, — «тасриб» (упрек) –
сменилось благом. К благу ее добавилось новое благо. Таким образом,
благо это сделало новое название заслуженным и добавило блага к уже
имеющемуся.
Поскольку благое имя влечет за собой благо, Пророк صلى الله عليه وسلم сказал
представителям одного из племен, которых он призывал к религии
Аллаха и исповеданию единобожия: «О бану АбдуЛлах, поистине,
Аллах сделал благим имя ваше и имя отца вашего». Посмотрите, как он
призвал их к поклонению Одному лишь Аллаху, упомянув о благом
имени их отца, в котором заключается смысл, согласующийся с тем, к
чему он их призывал.
Задумайтесь же над именами шести участников поединков в день битвы
при Бадре. Таково было предопределение Аллаха – чтобы их имена
соответствовали их положению. Неверующих звали Шейба, Утба и альВалид. Три имени, указывающие на слабость. Имя «аль-Валид»
(рожденный) содержит на начало, сопровождаемое слабостью, Шейба
(седина) – указание на конец, сопровождаемый слабостью.
Как сказал Всевышний: «Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости
(создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он
одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину» (30:54).
А слово «Утба» несет в себе значение «упрек», и их имена как будто
указывали на то, что им предстоит быть порицаемыми и слабыми.
А их противниками из числа мусульман были Али, Убайда и аль-Харис
(да будет доволен ими всеми Аллах). Эти три имени соответствовали
53
качествам их обладателей: величие, подчиненность Аллаху (убудийя) и
усердие. Они одержали верх над неверующими благодаря своей
подчиненности Всевышнему Аллаху и усердию на пашне мира вечного.
Поскольку имя влияет на своего обладателя, то самые любимые имена
для Всевышнего Аллаха – те, которые указывают на самые любимые
для Него качества. Это АбдуЛлах (раб Аллаха) и Абдур-Рахман (раб
Милостивого). Сочетание «раб» + «Аллах» и «Милостивый» более
любимы Им, чем сочетания «раб» + «Одолевающий» или «раб» +
«Могущественный». И имя Абдур-Рахман любимее для Него, чем
Абдуль-Кадир (раб Могущественного), а имя АбдуЛлах любимее для
Него, чем Абд Раббихи (раб Господа своего).
А причина в том, что связь раба Аллаха с Господом представляет собой
чистую подчиненность (убудийя), а связь Аллаха с Его рабом – чистая
милость, и Аллах сотворил его по милости Своей, и полноценность его
существования также обусловлена милостью Его. И сотворил Он его
для того, чтобы он обожествлял Его, обращая к Нему Одному
поклонение в виде любви и страха, надежды, почитания и
возвеличивания. Таким образом, человек является рабом Аллаха,
поклоняясь Ему, поскольку в имени Его содержится значение
божественности (улюхийя), которая не может быть присуща никому,
кроме Него, а также потому что милость Его одолевает гнев Его, и
милость любимее для Него, чем гнев. Поэтому имя Абдур-Рахман Он
любит больше, чем Абдуль-Кахир.
См. «Зад аль-маад»